Примеры и последствия опасного вождения

С 2016 года в законодательстве появилось новое понятие – опасное вождение. 27 мая премьер-министр РФ Д.Медведев подписал постановление о внесении соответствующих правок в ПДД. Водителям, которые постоянно выполняют рискованные маневры на дорогах, грозят существенные штрафы.
Сразу же после внесения правок в сети по поручению вице-премьера И. Шувалова появился сайт www.опасноевождение.рф. На портале оказались размещены ролики, демонстрирующие типичные примеры опасного вождения. Сейчас их всего 6 штук, однако ожидается, что базу станут расширять – по мере того, как сами автомобилисты будут «подбрасывать» идеи. Что же понимается законодательством РФ под опасным вождением?

Как ездить не надо: примеры

Опасное вождение — неоднократное совершение одного или разных действий, связанных с нарушением Правил дорожного движения, если в результате этих действий возникла угроза гибели / ранения людей или повреждения транспортных средств. Премьер-министр подчёркивал, что определение опасного вождения несколько раз изменялось, прежде чем принять окончательный вид. По словам премьера, целью было создание недвусмысленной и однозначной трактовки. Постфактум можно судить, что цель, похоже, достигнута не была: определение опасного вождения оказалось одним из самых расплывчатых в автомобильном законодательстве. Поэтому водителям приходится ориентироваться главным образом на ролики в интернете.

Вот какие маневры называют опасным вождением ПДД.

  • «Шашки». Автомобиль при интенсивном дорожном движении и при всех занятых полосах многократно перестраивается и вклинивается в разные потоки. Исполняя маневр «Шашки», автомобилист не предусматривает, что машина, движущаяся впереди по полосе, на которую он собирается перейти, может замедлиться. В результате лихач рискует въехать в задний бампер автомобиля спереди. Именно такая авария и продемонстрирована на видео:


Ситуация оказалась раскритикованной автоюристами. В частности, координатор движения «Синие ведёрки» П. Шкуматов заявил, что не понимает, как отличить интенсивное дорожное движение от неинтенсивного. Автоюристы боятся, что этот момент оставят на усмотрение инспекторов ГИБДД, и «оборотни в погонах» получат новые возможности для дополнительного заработка.

  • «Нервяки». В этой ситуации автомобилист не даёт положенного преимущества другому водителю (который движется по своей полосе) и откровенно подрезает его.

Мечта водителя - хит 2017!

  • Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
  • Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
  • Безопасность на дороге - это Roadgid X5 Gibrid. Смотрите видео!

СЕГОДНЯ АКЦИЯ узнать подробнее>>>

Аварии на видео выглядят действительно ужасно, а поведение автомобилистов кажется возмутительным. Однако правозащитники и в этой ситуации нашли слабое место. По мнению того же Шкуматова, любое перестроение на дороге — стресс для новичка, и он будет давить на педаль тормоза. Из-за неуверенного поведения молодого водителя штраф за опасное вождение может получить автомобилист, который выполнял перестроение совершенно правильно.

  • «Торопыги». Это видео об опасном вождении посвящено автомобилистам, которые не соблюдают дистанцию и пытаются «выдавить» с полосы машины, едущие, по их мнению, слишком медленно. Опасность в данном случае кроется в том, что водитель-«агрессор» не видит транспорт, движущийся перед медлительным авто.

Юристы отмечают, что штраф за несоблюдение дистанции между движущимися авто в законодательстве и так есть – согласно ст. 12 Административного Кодекса, он составляет 1.5 тыс. рублей.

  • «Грядки». Эта ситуация касается мотоциклистов, которые не соблюдают боковой интервал и «влезают» в узкие щели между рядами машин, стоящих в пробке. Автомобилист не ожидает, что его машину будут объезжать сбоку на двухколёсном транспорте, поэтому запросто может двинуться вправо или влево и сбить мотоциклиста.

  • «Воспитатели». Видео посвящено автолюбителям-эгоистам, считающим, что им непременно должны уступать дорогу. Объезжая непослушную машину, такой водитель резко тормозит перед ней, провоцируя тем самым опасную ситуацию.

Юристы считают, что наказать за подобный маневр будет практически невозможно. В законодательстве говорится, что только необоснованное резкое торможение рассматривается как опасное вождение и карается штрафными санкциями. Но водитель-«воспитатель» может заявить, что перед ним дорогу перебегала кошка, а значит, он притормозил обоснованно. Доказать обратное инспекторы едва ли сумеют.

  • «Упёртый». Эта ситуация называется также препятствование обгону. Автомобилист отказывается предоставить возможность другим машинам обогнать себя, при этом резко увеличивая скорость движения своего ТС.

Автоюристы потешались над этим видео дольше, чем над остальными. По мнению правозащитников, на многих живых примерах, представленных в ролике, вообще происходит не обгон, а опережение.

Какое наказание предусмотрено за опасное вождение?

Штрафа за опасное вождение весной 2017 года всё ещё нет – однако ввести его обещают достаточно давно. Ожидается, что штраф составит 5 тыс. рублей и что штрафовать будут только тех автомобилистов, которые попались на опасном вождении повторно. Говорят, особо злостных нарушителей будут лишать водительских прав и даже наказывать по Уголовному Кодексу – однако это лишь из разряда пересудов и слухов. Шувалов успокаивает: пока не удастся разработать эффективные способы выявления фактов опасного вождения (не зависящие, в частности, от настроения и добропорядочности инспекторов ДПС), ни о каком лишении прав речи идти не будет.

В 2016 году на дорогах России погибло около 23 тыс. людей – число раненых почти в 10 раз больше. Это очень внушительные цифры, пусть по сравнению с 2015-м и наблюдается существенный прогресс – снижение количества жертв ДТП на 12%. Очевидно, прогресс этот правительство записало себе в заслугу, посчитав, что более строгие меры ответственности за нарушения ПДД дали эффект. Поэтому совершенно логично ожидать, что для автомобилистов «гайки закручиваться» продолжат.

Объяснить, что такое опасное вождение, не сухими словами юридического языка, а на наглядных примерах и с терминологией, понятной каждому «водиле» — превосходная идея. Однако практическое воплощение этой идеи оставляет желать лучшего – на что и указывают почти все автоюристы. Правозащитники сходятся во мнении: новая норма автомобильного законодательства, возможно, и возымеет эффект, но только краткосрочный. Если определение опасного вождения останется столь же расплывчатым, как сейчас, автомобилисты быстро отыщут действенные способы уйти от наказания за лихачество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *